Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Кратко об идейном содержании поэмы «Демон» Лермонтова

Мысль о «Демоне» появилась у Лермонтова еще в юности, во время обучения в Московском благородном пансионе, и вынашивалась поэтом много лег. Кавказские впечатления подсказали ему выбор места действия поэмы, а знакомство с грузинскими народными легендами помогло в создании сюжета. Во время второй ссылки Лермонтов окончательно отработал текст и привез «Демона» в Петербург, собираясь напечатать поэму в «Отечественных записках». В образе Демона, существа фантастического и нереального, отражены в сущности реальные настроения, являвшиеся типичными для многих лучших людей эпохи. Николаевский режим с его деспотизмом, произволом, вся лицемерная николаевская политика вызывали чувство протеста, выражавшегося чаще всего не в прямых политических выступлениях, а в отрицании действительности и презрении к ней. Как известно, эти чувства звучали в стихотворениях Лермонтова. Они являются основными и в поэме.

Демон - сильное, гордое существо, не примиряющееся ни с богам, ни с людьми. Он царь познанья и свободы, бунтарь, не принимающий ничего и готовый ‘все разрушить. Дух протеста, свойственный Демону, презрение “его к ничтожеству земли вызывали глубокую симпатию, читателей, не мирившихся, с убогой действительностью.  Но сильный и гордый Демон бесконечно одинок. Устав от одиночества, он ищет спасения в любви к Тамаре. Однако его любовь приносит Тамаре гибель, потому что и в любви он остается индивидуалистом. Опустошенный постоянной ненавистью и презрением, Демон не может возродиться для добра и снова оказывается «один, как прежде, во вселенной, без упованья, без любви».

Одиночество Демона было символически обобщенным художественным выражением того одиночества, на которое николаевская система обрекла лучших людей общества. И все-таки, искренне сочувствуя своему герою, иногда даже любуясь им, Лермонтов не восхищается Демоном, а развенчивает его. Противопоставив себя всему миру, Демон отрицает и ненавидит все («Все, что пред собой он видел, он презирал иль ненавидел»); он не имеет никакой цели, никакого положительного идеала (он «все благородное бесславил и все прекрасное хулил»), и поэтому его отрицание бесплодно, оно не может принести ни удовлетворения, ни счастья. Показывая трагическое одиночество утратившего всякую веру в добро Демона, Лермонтов утверждает необходимость положительного идеала для человека. В этом отношении Демону противостоит Мцыри, подлинно положительный герой Лермонтова, сочетающий отрицание монастырского плена с утверждением красоты свободной жизни.

Важно подчеркнуть, что для 30-х годов ценным было неприятие действительности, протест против нее, поэтому в свое время образ Демона имел несомненно прогрессивное значение. Но судьба этого гордого одиночки продолжала волновать людей и в иные времена. Когда чей-нибудь насильственный гнет делался особенно нестерпимым, вспоминался лермонтовский Демон.  Составление канвы позволяет установить теснейшую связь творчества Лермонтова с общественно-политической жизнью страны, Но в отдельных случаях целесообразно предложить вместо таблицы составить план рассказа о том или ином периоде жизни Лермонтова.

Чем можно объяснить исключительный успех стихотворения Лермонтова?  Оставаясь хронологически в рамках первого периода русского освободительного движения, Лермонтов преодолевал узость мировоззрения декабристов, далеких от народа. Весь его жизненный и творческий путь - это непрестанное движение к народу. Продолжая декабристские идеи в литературе, Лермонтов в го же время стал поэтом нового поколения борцов за освобождение народа, поэтом, приближающимся к революционно-демократическому направлению русской поэзии.

 

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Кратко об идейном содержании поэмы «Демон» Лермонтова . Литературные сочинения!

Кратко об идейном содержании поэмы «Демон» Лермонтова