Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Образ Бориса Годунова в одноименной трагедии Пушкина

Образ Бориса Годунова раскрыт широко п разносторонне: Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества. Борис наделён многими положительными чертами. Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свои народ в довольствии, во славе успокоить». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего жениха:

  • Что Ксения, что, милая моя?
  • В невестах уж печальная вдовица!
  • Всё плачешь ты о мёртвом женихе
  • Безвинная, зачем же ты страдаешь?

Как человек, глубоко понимающий пользу образования, он радуется успехам сына в науке:

  • Учись, мои сын наука сокращает
  • Нам опыты быстротекущей жизни…
  • Учись, мой сын и легче и яснее
  • Державным труд ты будешь постигать.

Борис - опытный политик, он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложную обстановку внутри страны в его время и даёт разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав свою дочь за шведского королевича, он думает об укреплении связи Руси с западноевропейскими государствами.

Несмотря на все эти качества, народ не любит царя. Борис Годунов - типичный представитель того самодержавия, которое начало складываться в Московском Руси со времени Ивана III и расцвета своего достигло при Иване IV. Борис продолжает политику Ивана IV - сосредоточения всей государственной власти в руках царя. Он продолжает борьбу с родовитым боярством и. как Иван IV, опирается в этой борьбе на служилое дворянство. Назначая Басманова командующим войсками, Борис говорит ему: «Пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». Борис продолжает политику московских царей и в отношении к народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ. Так думал Иоанн (III), смиритель бурь, разумный самодержец, так думал и его свирепый внук (Иван IV)». Он продолжает политику закабаления крестьян, он «Юрьев день»   задумал   уничтожить,   т,   е.   уничтожить   право крестьян переходить от одного помещика к другому и тем самым окончательно закрепить крестьян за помещиками.

Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала недоверчивое, а  потом враждебное отношение к   нему   народа. Но Борис отличается от своих предшественников тем. что он стал царем при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. В XVII веке, как об этом говорят некоторые писатели того времени, Бориса Годунова считали убийцей Димитрия царевича, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и Карамзин. Карамзин самое трагедию Бориса рассматривал как следствие его преступления: бог наказал Бориса за убийство царевича-младенца.

Пушкин, «воскрешая век минувший во всей его истине», тоже рисует Бориса как убийцу Димитрия. Но. в противоположность писателям XVII века и Карамзину, он не этим преступлением объясняет несчастливое царствование Бориса и постигшую его неудачу основать царскую династию Годуновых.

Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, усиливает неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической судьбы; Гибель Бориса обусловлена социальными причинами, борьбой классовых сил. На борьбу с ним выступило боярство, донские казаки, польская шляхта, но главное - против народ. Гаврила Пушкин говорит Басманову, что Самозванец силен не «польскою помогою» и не казаками, а «мнением народным». Народ восстал против Годунова, и в том главная причина гибели Бориса, так как народ - основная, решающая сила истории.

Народ отвернулся от Бориса и потом восстал против него потому, что видел в нем деспота, который не только не заботится о благе народа, по, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство; видел в нем убийцу царевича; рассматривал все его «благодеянии» I! «щедроты» как «средство удержать смятенье и мятеж».

Так Пушкин показывает, что основная причина трагедии Бориса в том. что он лишился уважения, любви и поддержки народа.

Свои  мысли, что самодержавная   власть   чужда народу, не может дать ему счастья, Пушкин раскрывает не только образом Бориса, но и в еще большей степени образом Самозванца, человека и исторического деятеля совсем иного типа, чем Годунов. Борис показан как правитель, не опирающийся пи па одну общественную группу, равно чуждый и боярству, и народу. Самозванец в своей борьбе за престол пользуется поддержкой многих социальных сил - и боярства, и казаков, и польской шляхты, и на первых порах народа, который ему далось  на   короткое   время   заставить   поверить   в   себя   какизбавителя народных масс от притеснения бояр, от крепостного рабства.

Самозванец увлёк за собой народ обещанием ему благ, но  он, добившись успеха, не смог закрепить за собой любовь и поддержку народных мисс.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Образ Бориса Годунова в одноименной трагедии Пушкина . Литературные сочинения!

Образ Бориса Годунова в одноименной трагедии Пушкина