Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Олесь Гончар. «За миг счастья», «Железный остров»

Признание пришло к Олесю Гончару с первого произведения. Вчерашний фронтовик, за плечами еще нет и тридцати, опубликовал лишь начало трилогии  «Знаменосцы» - и вдруг критика заговорила о нем как о зрелом художнике. Для писателей его поколения определяющей, испытательной в жизни и творчестве полосой стала Вторая мировая война. Пройдя курс ее «окопных университетов», Гончар вынес оттуда печальные впечатления о разрушительных силах жизни. С помощью слова стал утверждать противоположное - «сильное, поэтическое, непокоренное, мятежное, незапятнанное, возвышенное, красивое, творческое в человеке». На рубеже 60-х годов в авторском осмыслении войны отличается с наибольшей очевидностью мотив утверждения духовной стойкости человека в условиях войны.

В романе «Человек и оружие» не случайно центральные фигуры - это вчерашние студенты-историки, а одному з них - Богдану Колосовскому - приходится обнаруживать свой стоицизм не только в противостоянии фашистскому окружению, а и тоталитарному режиму, который репрессировал в 30-х годах отца Богдана и теперь готов в любой миг посягнуть и на него самого. В романе оголяется ситуация, за которой человеческий индивид в «цивилизованном» XX столетии оказывается в трагическом одиночестве. Единственное, что удерживает еще его «на равных» в этом мире, это - любовь. Поэтизация любви в «Человеке и оружии» контрастирует с военным сумасшествием. Тему губительного влияния оружия на человека О. Гончар поднимает к вершинам трагедийного звучания. Но есть определенное отличие и даже полемичность в трактовке этой темы украинским писателем и некоторыми зарубежными мастерами, которые так или иначе обращались к ней, скажем, - Э. Хемингуэем («Прощай, оружие»), Э.-М. Ремарк («Время жить, время умереть»), Г. Беллем («Где ты был, Адам?»).

Если у упомянутых мастеров тема поколения, обожженного то ли Первой, то ли Второй мировой войнами, трактуется как тема утраченного, утерянного поколения, то ведущий акцент О. Гончара - все-таки в невозможности уничтожить человеческое в человеке, что особенно всесторонне воспроизведено уже в романе «Циклон». Этот роман стал своеобразным продолжением «Человека и оружия», образные системы в нем имеют широту ассоциаций и глобальный характер - ассоциируются здесь не отдельные детали жизни, а эпохальные ее пласты (циклон как фашистское нашествие и циклон как стихия природы). Тот же принцип - в основе раскрытия психологического напряжения в душах героев. О. Гончар открывает такое начало в человеке, оторое нельзя уничтожить.

Не менее интересно раскрывается это качество и, так сказать, в «мирном» творчестве О. Гончара, где с течением времени прозаик все больше углубляется в сферу философских, моральных и эстетичных проблем, которые волнуют человечество, где все шире поле для авторских раздумий о самой сущности человека, его роли и места в современном мире. К необычно сложному способу, как высказался Д. Павлычко, «скрещению» самых болезненных мировых проблем «столиц на дорогах одного украинского села» прибегнул О. Гончар в романе «Тронка». С каким моральным и духовным багажом стоит человек на пороге третьего тысячелетия? Не растерял ли он чего-то вконец важного на нелегкой дороге? Какая судьба у планеты, которая начинает задыхаться от надпромышленной мощности и находится в постоянном страхе перед экологической или ядерной угрозой? Где они, те истоки гармонии, которые так нервно и так болезненно ищет современник? Утешаться следует тем, что навсегда отошли в прошлое голы замедленных скоростей, или лучше поставить вопрос так, как это делает главный персонаж Заболотный: скорости, взятые сами по себе, - приближают ли они человека к счастью? И чуть ли не наиполнейшей мерой жадность «овладеть истиной человеческого бытия и человеческой истории во всех его разрезах и измерениях» (П. Загребельный) характеризует роман «Твоя звезда», что его с полным правом можно бы назвать произведением о путях и направлениях современной цивилизации. Собственно, сопоставляются здесь две цивилизации: нынешняя, надиндустриальная и, замедленная в скоростях, конца 20-х - начала 30-х годов. Вместе с тем автор целиком сознает: сколько бы не грустить о прошлом, возврата к нему уже не будет. Но… Хотя на минуту задержитесь в своей поспешности, люди начала XXI столетия, дух переведите, осмотритесь вокруг: отвергнув давние ценности, заменили ли вы их лучшими? Стали ли хотя на йоту добрее и человечнее? - будто обращается к нам писатель.

 Острота содержания «Твоей звезды» - в последовательном ударении автора на возможных катастрофах в человеческих душах и потребности в связи с этим искать новые идеалы в жизни. Главный герой «Твоей звезды» Кирилл Заболотный, находясь в какой-то зарубежной стране с дипломатической миссией, отправился в дорогу, чтобы посмотреть сенсационное живописное полотно, на котором, по сообщению печати, изображена «славянская мадонна». Художественный смысл этой дороги прочитывается в романе как путь к красоте, к истине. Ностальґия этого романа - не просто печаль о прошлом, а печаль за естественными печатями жизни. Не имеет права, не должен человек искажать собственную природу, не может быть ему оправдания за нарастание в мире разрушительных сил.

Поставленные рядом, «Собор» и «Твоя звезда» составляют своеобразную дилогию - как звенья единого раздумья о назначении человека на земле. Есть в романе эпизод, в котором подросток Лида Дударевич выкрикивает: «Какие вы счастливые!.. Сколько хороших людей встречалось вам… Вы жили на теплой планете». «А ты разве нет? Ты считаешь, что сейчас похолодало?» - спрашивает Заболотный, но девушка промолчала. Не ответил Лиде и Заболотный, однако несколькими страницами позднее, раздумывая над судьбой то ли канадского, то ли американского юноши, он делает вывод: «Несчастные дети всепланетного похолодания». В конце концов, обобщает прозаик, планета на всех одна, и каждый, кто живет на ней, несет дольку ответственности за дорогу в будущее. Как говорит об этой ответственности Заболотный, «есть поступки, которые сегодня должны восприниматься как коллективный грех человечества, только так! И каждый из нас должен взять на себя частицу епитимьи, каждый должен проникнуться мыслью о том, что ты - часовой планеты, отвечаешь на ней за все и за всех».

Прослеживая, как писатель разрабатывает в своем творчестве тему сохранения и накопления в мире энергии гуманности и доброты, необходимо вместе с тем подчеркнуть: тот общечеловеческий отклик, который способна вызвать проза Гончара, имеет своей первопричиной глубокое национальное укоренение его слова. Все наилучшие, милейшие краски и тона родной Украины звенят в его слове, во все времена звучит здесь симфония национальной истории, гордость за принадлежность к своему талантливому и трудолюбивому народу.

Но сам О. Гончар утверждает, что его основная задача - открывать в человеческих душах «источники светлые и здоровые». Он же сам сознается, что предоставляет преимущество изображению людей «со светом в душе», сам определяет собственный способ письма как «поэтический» или «критический» реализм. О. Гончар является одним из самых светоносных художников современной эпохи, который все время напоминает: «Искусство и литература, призваны стоять на страже духовности человека, беречь в веках поэтическое начало жизни, первоначальный огонь красоты».

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Олесь Гончар. «За миг счастья», «Железный остров» . Литературные сочинения!

Олесь Гончар. «За миг счастья», «Железный остров»