Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Символический смысл растений в поэзии Федерико Гарсиа Лорки

В мироощущении большинства народов зеленый цвет символизирует жизнь. Психологи и социальные антропологи утверждают, что на психику человека зеленый цвет действует успокаивающе и является самым лучшим цветовым окружением, среди которого представитель любой культуры чувствует себя наиболее комфортно. В поэзии же Ф.Г.Лорки наоборот: зеленый - это цвет траура и печали, зачастую символизирующий собой потустороннее, канувшее в небытие, мертвенное или нечто болезненное и угрожающее жизни. Если быть более точным, то в преобладающих случаях зеленый цвет в стихотворениях Ф.Г.Лорки - это и есть прямое проявление небытия. Взять хотя бы стихотворение, где зеленый несет в себе наименее радикальную функцию в поэтическом мире испанского поэта, то есть напрямую не связан с гибелью или умиранием, - “Грустную балладу”. Первое впечатление - символическое значение зеленого цвета используется как бы в своем традиционном, общепризнанном для менталитета большинства народов значении и символизирует жизнь, к тому же юную

- “милые дети с лужайки зеленой”, однако дальнейшее прочтение стихотворения раскрывает семантическую связь зеленого цвета с угасанием жизни и символизирует неумолимый отсчет времени:

  • “Бедная бабочка, сердце мое,
  • милые дети с лужайки зеленой.
  • Время-паук ее держит в плену,
  • крыльев пыльца - горький опыт плененной”.
  • Или:
  • “Мне вспоминается детства апрель,
  • милые дети с лужайки зеленой.
  • В старом романсе однажды ее
  • я повстречал изумленный”.

Напротив, в цыганском романсе “Сомнабулический романс” речь идет о мертвой девушке и о любви к ней двух погибших мужчин, один из которых из “дальней Кабры” идет, “истекая кровью”, а другой говорит о себе: “Да я то уже не я, /и дом мой уже не дом мой”, поэтому зеленый цвет в этом стихотворении представляет собой квинтэссенцию утраты и напрямую связан с канувшим, безвозвратно ушедшим в прошлое:

  • “Любовь моя, цвет зеленый.
  • Зеленого ветра всплески.
  • Далекий парусник в море,
  • далекий конь в перелеске.
  • Любовь моя, цвет зеленый, лишь месяц цыганский выйдет, весь мир с нее глаз не сводит - и только она не видит”.

Так начинается романс, однако дальше, описывая чувства погибшего от ран влюбленного, Ф.Г.Лорка обнажает зеленый до различной степени манифестации чувства печали, утраты и отчаяния, где непосредственно зеленый цвет может уже быть обозначен не прямо, а посредством упоминания растений:

“полынью, мятой и желчью

дохнуло с дальнего кряжа.

- Где же, земляк, она, - где же

горькая девушка наша?”

Якобы используя зеленый цвет для описания буйства жизни в стихотворении “Проходили люди дорогой осенней”, Ф.Г.Лорка изображает связанное с зеленым цветом плодородие, однако сразу же оттеняет его образом тлена и угасания, следуя своей личной поэтической логике, где зеленый - это почти всегда проявление потустороннего:

  • “Уходили люди
  • в зелень, в зелень.
  • Петухов несли,
  • гитары - для веселья,
  • проходили царством,
  • где царило семя.
  • Уходили люди
  • в зелень, в зелень.
  • И шла за ними осень
  • в желтых звездах.
  • С птицами понурыми,
  • с круговыми волнами,
  • шла, на грудь крахмальную
  • свесив голову.
  • Сердце,
  • смолкни, успокойся!”

Почти аналогичная картина использования зеленого цвета одновременно для изображения жизни, а также и для описания грусти и одиночества, следующими за зеленым, как за проводником в иной мир, прослеживается в стихотворении “Безнадежная песня”:

“Сливаются реки,

свиваются травы.

  • А я
  • развеян ветрами.
  • Войдет благовещенье
  • в дом к обрученным,
  • и девушки встанут утрами -
  • и вышьют сердца свои
  • шелком зеленым.
  • А я
  • развеян ветрами”.

Зеленый, как условие проникновения в инфернальные сферы, впечатляюще показан в стихотворении “Газелла о пугающей близости”, где поэт, рассуждая о невозможном, о некоей женщине, о которой бы хотел забыть и не помнить ее “кожи холодок миндальный”, намерен оказаться вне пределов времени и перейти за границу жизни:

  • “Зелен яд заката, но я выпью зелье.
  • Я пройду сквозь арки, где года истлели”.
  • Снова-таки зеленый, как условие проникновения в царство мертвых, сквозным образом проходит через стихотворение “В кафе”:
  • “В зеленых глубинах зеркал
  • лампы мерцают устало.
  • На темном помосте, одна, в глубине
  • застывшего зала,
  • хочет со смертью вести разговор
  • Паррала.
  • Зовет.
  • Но та не являет лица.
  • Зовет ее снова.
  • Сердца,
  • сердца сотрясают рыданья.
  • А в зеркалах, зеленея,
  • колеблются шлейфов шелка,
  • как змеи”.

Однако, поскольку зеленый цвет в поэтическом мире Ф.Г.Лорки органически, хотя это выражение и звучит странно, связан с инфернальным, символизирует собой потустороннее или представляет собой дверь, врата, ведущие в царство мертвых, травы и цветы, являющиеся конкретными проявлениями зеленого цвета, тоже имеют прямое отношение к смерти и умиранию.

Кажется удивительным, что зеленый цвет растений и создающее его вещество хлорофилл, которое перерабатывает энергию солнца в жизнь, у Ф.Г.Лорки представляют собой некие щупальца, проникающие в жизнь из совершенного иного пространства, чуждого жизни и отрицающего ее.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Символический смысл растений в поэзии Федерико Гарсиа Лорки . Литературные сочинения!

Символический смысл растений в поэзии Федерико Гарсиа Лорки