Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Характеристика образа Ларисы в пьесе «Бесприданница»

Все симпатии драматурга на стороне тех, кто не мирится с деспотизмом и циничной властью денег, кто до конца отстаивает человеческое достоинство и права на свободное чувство. Наряду с героическим образом Катерины Островский создал целую галерею персонажей, отличающихся горячим сердцем, душевной красотой. Среди них выделяется Лариса в драме «Бесприданница». Это богато одаренная натура: она умна, талантлива, обладает чутким и нежным сердцем. Лариса умеет трезво оценивать жизнь, ясно понимает безвыходность своего положения, что еще более усиливает ее душевную драму. Паратов покорил ее своим блеском, и она полюбила его всей душой. Эту любовь нельзя назвать слепой и безрассудной. «Сергей Сергеич… это идеал мужчины,- говорит она.- Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей; но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной».

Можно ли обвинить Ларису в том, что она увлеклась блестящей внешностью человека с. ничтожной душой? Откуда, при ее воспитании,, могли возникнуть у нее другие идеалы? Можно только восхищаться искренностью и непреклонностью ее чувства. Когда же Лариса убеждается в подлом обмане Паратова, для нее не остается места в жизни, где царствует корысть. И как счастливое избавление она воспринимает выстрел Карандышева.^ По глубине психологической разработки образы Ларисы и других персонажей «Бесприданницы» предвосхищают героев пьес Чехова; особенно много общего в ней с чеховской «Чайкой» (кстати, имя «Лариса» в переводе с греческого означает «чайка»). С наибольшей силой человеческую глубину образа Ларисы раскрыла великая русская актриса В. Ф. Комиссаржевская. В советское время лучшее исполнение роли Ларисы принадлежит актрисе Н. У. Алисовой, сыгравшей ее в кинофильме, поставленном режиссером Я. Протазановым.

Катерина и Лариса стихийно восстают против обычаев и нравов эксплуататорского общества, они не могут понять общественные законы. Островский показал и сознательных борцов против существующих порядков. Их   нельзя   назвать   революционерами,   но   они   ведут

идейную борьбу, противопоставляя честный труд хищному   стяжательству,   знания - дикости   и   невежеству, гуманизм - насилию,    искренность     чувств - разврату. Первые образы интеллигентов-демократов появились еще в   ранних   пьесах   Островского.   Это - учитель   Иванов («В  чужом пиру похмелье») и чиновник Жадов  («Доходное место»). «Как я буду молчать, когда на каждом шагу вижу мерзости?» - заявляет Жадов. Категорически отвергая   воровство,   взяточничество   и  подхалимство, процветающие в чиновничьем мире, Жадов хочет жить .   честным трудом. «Мы с вами начнем новую жизнь…- говорит он своей невесте,- вы еще не знаете высокого блаженства   жить   своим   трудом».  Но   честность   Жа-дова - его единственное и слишком слабое оружие для борьбы   против   торжествующего   хищничества.   Жизнь - сломила Жадова.  «Я  не  герой,  я  обыкновенный,  слабый человек»,- вынужден он признаться. Мелузов («Таланты  и поклонники»,   188!)   живет   на   четверть   века позже  Жадова. . Это  человек  новой  формации,   интеллигент-разночинец,   хорошо, понимающий   свои   задачи и   твердый   в  своих   убеждениях.   Ему   мало   личной честности,.он хочет приносить пользу людям: «Я… свое дело буду делать “до конца. А если я перестану учить, перестану верить в возможность улучшать  людей  или малодушно погружусь в бездействие и махну рукой на все, тогда покупайте мне пистолет, спасибо скажу».

Островский считал театр средством борьбы за гуманные идеалы, за красоту человеческих взаимоотношений. Людьми большой человеческой души, горячо протестующими против подлости и пошлости, являются артисты Несчастливцев («Лес», 1871), Нароков («Таланты и поклонники»), Кручинина и Незнамов («Без вины виноватые», 1884).

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Характеристика образа Ларисы в пьесе «Бесприданница» . Литературные сочинения!

Характеристика образа Ларисы в пьесе «Бесприданница»